Законодательство КНР требует, чтобы хозяйственная деятельность зарубежных компаний в Китае была зарегистрирована. В подавляющем большинстве случаев представительства иностранных предприятий не могут вести в КНР хозяйственную деятельность, поэтому компании со 100% иностранным капиталом и совместные предприятия являются основными формами полноценного присутствия иностранного бизнеса в Китае. Рассмотрим ключевые моменты создания и функционирования предприятий со 100% иностранным капиталом.
Правовые основы деятельности
Вопросы создания и функционирования предприятий со 100% иностранным капиталом регламентируются как общими правовыми нормами – Закон КНР «О компаниях», Нормы и правила «О регулировании регистрации компаний» – так и специальным: Законом КНР «О предприятиях иностранного капитала» и Правилами применения данного закона. Кроме того, на предприятия со 100% иностранным капиталом распространяется действие нормативных актов, регулирующих инвестиции в определенные отрасли в целом, например, для транспортно-экспедиторских компаний – Правил регулирования деятельности международных транспортно-экспедиторских компаний, а также участия в этих отраслях именно иностранного капитала – Правил регулирования деятельности транспортно-экспедиторских компаний с иностранными инвестициями. Наконец, на предприятия со 100% иностранным капиталом, как на юридические лица КНР, распространяется действие всех законов и правил, имеющих отношение к деятельности юридических лиц.
Организационно-правовая форма
Организационно-правовой формой предприятий со 100% иностранным капиталом в подавляющем большинстве случаев являются компании с ограниченной ответственностью.
Сфера деятельности
Юридические лица в КНР наделены специальной (ограниченной) правоспособностью. В отличие от России, где коммерческие организации могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности и совершать любые необходимые для этого сделки, в Китае сфера деятельности предприятий строго зафиксирована в учредительных документах и даже указана в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица – Свидетельстве о праве ведения хозяйственной деятельности.
Компании со 100% иностранным капиталом являются юридическими лицами КНР, и сфера их хозяйственной деятельности также строго ограничена. Более того, поскольку процедура создания предприятия с иностранными инвестициями сложнее, чем создание китайских компаний и предполагает участие большего количества государственных органов, ограничения по сфере деятельности также более строгие.
Так, например, китайские торговые компании часто могут работать с самыми разными группами товаров, а торговым компаниям со 100% иностранным капиталом это обычно не разрешается. Как правило, производственная компания со 100% иностранным капиталом может торговать только собственной продукцией или аналогичной; совмещение различных направлений деятельности, например, торговли, транспортных услуг и производства, как правило, невозможно. «Как правило» здесь означает, что решение об утверждении сферы деятельности предприятия со 100% иностранным капиталом принимается уполномоченными (провинциального или городского уровня) органами Министерства коммерции КНР, и они крайне неохотно утверждают предприятия с разнородными видами деятельности. Кроме того, существуют законодательно установленные ограничения на инвестирование иностранного капитала в определенные отрасли. Основным документом, устанавливающим правила осуществления прямых иностранных инвестиций в экономику КНР, является «Каталог-руководство отраслей для инвестирования иностранного капитала», выпускаемый Министерством коммерции КНР. Последние изменения в Каталог были внесены относительно недавно, и сейчас действует редакция от 31 октября 2007 года.
Отрасли экономики в Каталоге разделены на 3 раздела: «иностранные инвестиции поощряются», «иностранные инвестиции допускаются с ограничениями» и «иностранные инвестиции запрещены». Разумеется, создание компаний со 100% иностранным капиталом в отраслях, куда запрещено привлечение иностранных инвестиций, невозможно; но и в «поощряемом» разделе присутствует ряд ограничений. Например, производство лекарственного сырья для препаратов традиционной китайской медицины, ряда химических продуктов, тяжелого оборудования, автомобилей; добыча некоторых полезных ископаемых; создание учреждений высшего образования; бухгалтерских, аудиторских компаний и др. возможны только в рамках паевых или контрактных совместных предприятий. Кроме того, отраслевые регулирующие органы могут вводить дополнительные ограничения сферы деятельности предприятий со 100% иностранным капиталом. Так, создание транспортно-экспедиторских компаний со 100% иностранным капиталом разрешено Министерством коммерции КНР, а создание таких компаний с лицензией генерального грузового агента для авиаперевозок запрещено Ассоциацией авиаперевозчиков КНР.
Уставный капитал
Законом КНР «О компаниях» для компаний с ограниченной ответственностью установлен минимальный размер уставного капитала 30 000 юаней жэньминьби, а для компаний с ограниченной ответственностью с единственным учредителем – 100 000 юаней жэньминьби.
Теоретически эти требования должны быть применимы и к компаниям со 100% иностранным капиталом. В действительности это не так.
Во-первых, есть отрасли, где минимальный размер уставного капитала для предприятий с иностранными инвестициями установлен законодательно. Например, упомянутые ранее транспортно-экспедиторские компании с иностранным капиталом должны иметь уставный капитал не менее 5 млн. юаней жэньминьби (до 11.12.2005 не менее 1 млн. долларов США).
Во-вторых, как сказано выше, создание предприятий с иностранными инвестициями требует большего количества согласование с государственными органами. Основное отличие от регистрации китайских компаний в том, что создание китайских компаний проходит в 2 стадии, а предприятий с иностранными инвестициями – в 3: добавляется процедура так называемого предварительного утверждения, которую проводят уполномоченные органы Министерства коммерции. В число документов, которые необходимо представить для начала процедуры предварительного утверждения, входит бизнес-план, охватывающий период развития компании на период 3-5 лет с момента создания. Это менее подробный документ, чем бизнес-план, представляемый обычно инвестору или кредитору, но основные цифры по планируемым расходам, выручке и прибыли там должны быть отражены.
Поскольку создать в Китае компанию – снять, отремонтировать и обустроить офис, набрать персонал и начать деятельность – вряд ли возможно как за 30 000 юаней, так и за 100 000, то минимальный размер уставного капитала корректируется органами Министерства коммерции в сторону увеличения в соответствии с необходимым размером разумных, по их мнению, стартовых вложений.
Если для производственной компании стартовые вложения рассчитываются достаточно легко, т.к. стоимость оборудования, сырья, потребляемой электроэнергии и другие экономические факторы организации производства относительно легко поддаются калькуляции, то для торговых компаний, помимо «принципа разумности» местные власти отталкиваются от ассортимента товаров: для торговли буровым оборудованием стартовый капитал нужен, очевидно, больший, чем для торговли товарами народного потребления.
Наименьший уставный капитал нужен для регистрации консалтинговой компании, т.к. ее создание требует минимальных вложений. Такая компания со 100% иностранным капиталом может быть утверждена с объемом уставного капитала, близким к минимальному.
Таким образом, для того, чтобы определить, каков минимальный размер уставного капитала предприятия со 100% иностранными инвестициями, нужно определиться с местом регистрации, сферой деятельности и до регистрации выяснить позицию местных органов Министерства коммерции. Это позволит указать в подаваемом на утверждение пакете документов устраивающую госорганы цифру. Например, в Пекине для торговой компании с иностранными инвестициями, минимально допустимым считается уставный капитал в размере 300 000 юаней жэньминьби, а для консалтинговой компании — 200 000 юаней жэньминьби.
Эти средства не должны быть помещены на депозит, заморожены или иным образом выведены из оборота – после перечисления уставного капитала (целиком или частично) бухгалтерская компания проводит простую проверку на соответствие назначения платежа, плательщика, получателя и суммы уставу компании, результаты проверки регистрируются в органах валютного контроля, и деньгами можно пользоваться.
Уставный капитал может быть внесен одним платежом полностью, а может быть выплачен в рассрочку в течение 2-х лет с момента создания компании (получении свидетельства о праве ведения хозяйственной деятельности – свидетельства о государственной регистрации), при внесении уставного капитал частями первый взнос должен составлять не менее 20%. Уставный капитал может вноситься денежными средствами, имуществом и нематериальными активами, однако денежными средствами должно быть оплачено не менее 30% суммы уставного капитала.
Уставный капитал и общий объем инвестиций
Помимо уставного капитала, законодательство КНР в отношении предприятий с иностранными инвестициями оперирует понятием «общий объем инвестиций». Общий объем инвестиций – это сумма, которую инвестор (-ы) может вложить в развитие бизнеса в Китае, в отличие от уставного капитала, который он вложить обязан. Очевидно, что общий объем инвестиций может быть или больше уставного капитала, или совпадать с ним. Разница между общим объемом инвестиций и суммой уставного капитала составляет максимальную сумму займа, который инвестор может предоставить своей дочерней компании в Китае. Эти две величины связаны определенным соотношением, изменяющимся с ростом капиталовложений. Так, при общем объеме инвестиций не более 3 млн. долл. США уставный капитал должен составлять не менее 7/10 общего объема инвестиций.
Органы управления
Органом высшей компетенции компании с ограниченной ответственностью со 100% капиталом, является собрание участников (или участник, если он один). Собрание участников принимает решения по всем существенным вопросам деятельности компании, включая распределение прибыли, слияния и поглощения, утверждение кандидатур членов совета директоров и ревизионной комиссии и др. Перечень вопросов, входящий в компетенцию собрания участников, установлен Законом КНР «О компаниях».
Собранию участников подотчетен совет директоров или исполнительный директор. Совет директоров состоит не менее, чем из 3-х членов, избираемых на срок не более 3-х лет.
Как сказано в статье 51 Закона КНР «О компаниях», если количество участников компании с ограниченной ответственностью «относительно мало» или если инвестиции «относительно невелики», то вместо совета директоров может быть введена должность исполнительного директора, совмещающего совет директоров в одном лице.
Это достаточно удобно для небольших компаний, т.к. исполнительный директор (в функции совета директоров) и генеральный директор (главный менеджер) компании может быть одним лицом, что позволяет сохранять полный контроль над компанией при минимизации издержек. Решение, какое количество участников и объем инвестиций считать небольшим, принимают органы Министерства коммерции, утверждающие компанию, и органы промышленно-торговой администрации, ее регистрирующие.
Руководство текущей хозяйственной деятельностью компании осуществляет генеральный директор; при необходимости могут быть учреждены должности нескольких заместителей генерального директора.
Еще одним обязательным атрибутом компании с ограниченной ответственностью является ревизионная комиссия или ревизор (также в случае «относительно небольших» инвестиций и количества участников). Их задачей является контроль за действиями менеджмента компании для обеспечения соблюдения требований законодательства КНР и прав собственников. На практике должность ревизора (члена ревизионной комиссии) является достаточно формальной, т.к. в предприятии со 100% иностранным капиталом, как правило, не возникает конфликта участников или противоречий между инвесторами и управляющим персоналом.
Срок хозяйственной деятельности
Срок хозяйственной деятельности предприятий с иностранными инвестициями законодательство не регулирует, оставляя его на усмотрение все тех же утверждающих органов, т.е. территориальных подразделений Министерства коммерции. Как правило, срок деятельности предприятий с иностранными инвестициями, в т.ч. со 100% иностранным капиталом, не превышает 25-30 лет при утверждении и может быть продлен при условии согласия всех участников и соответствия деятельности предприятия политике государства в области привлечения иностранных инвестиций на момент подачи заявления о продлении.
Процедура создания
Создание компаний со 100% иностранным капиталом проводится в 3 этапа.
1) Предварительное утверждение органами Министерства коммерции. На этапе предварительного утверждения китайского государство в лице Министерства коммерции КНР принимает решение о том, соответствует ли создаваемая компания требованиям законодательства и политики КНР в области привлечения иностранных инвестиций. Это наиболее сложная и ответственная процедура, которая должна завершиться в течение 90 календарных дней с момента принятия документов к рассмотрению. Чаще всего этот срок бывает значительно короче, но при планировании начала работы всегда нужно учитывать, что рассмотрение документов в течение 3-х месяцев – законное право государственных органов, и они всегда могут им воспользоваться. В процессе рассмотрения документов органы Министерства коммерции могут выдвигать различные замечания, в т.ч. требующие внесения исправлений в проекты учредительных документов. Первый этап завершается получением свидетельства о предварительном утверждении компании (Certificate of Approval).
2) Регистрация органами промышленно-торговой администрации. Второй этап – регистрация компании, по завершении которого она считается существующей с точки зрения закона. Этот этап обычно проходит быстрее и проще, чем первый, и носит более формальный характер. Рассмотрение документов занимает от 5 до 30 рабочих дней в зависимости от места регистрации. Завершается регистрация получением свидетельства о праве ведения хозяйственной деятельности – свидетельства о государственной регистрации юридического лица. Этот документ, в отличие от свидетельства о предварительном утверждении, не имеет английского названия, но в англоязычной литературе его часто называют Business License.
3) Пост-регистрационные процедуры. Пост-регистрационные процедуры заключаются в регистрации и постановке вновь созданной компании на учет в различных государственных органах – полиции, управлению по контролю качества, налоговых органах, управлению статистики, органах министерства труда и социальной защиты, таможни — изготовлении печатей и открытии банковских счетов. Большинство этих процедур выполняется последовательно, т.е. для того, чтобы, например, встать на учет в управлении по центральным (государственным) налогам и управлении по местным налогам, необходимо предъявить свидетельство о праве ведения хозяйственной деятельности и свидетельство о присвоении кода, выданный управлением по контролю качества. Для открытия счета в банке нужно предъявить свидетельство о налоговой регистрации и т.д., поэтому для завершения всех процедур может потребоваться около 2-х месяцев.
Налогообложение
Налогообложение предприятия, тем более предприятия, созданного инвесторами из одной страны в другой стране, — достаточно сложная и обширная тема, заслуживающая отдельной статьи, поэтому сейчас мы не будем рассматривать этот вопрос подробно, а кратко остановимся на основных моментах, важных для понимания общей картины налогообложения предприятия со 100% иностранным капиталом в Китае.
1) Все предприятия, зарегистрированные и ведущие деятельность в КНР, являются плательщиками налога на прибыль предприятий.
Согласно вступившему в силу с 01.01.2008 в новой редакции Закону КНР «О налоге на прибыль предприятий», общая ставка налога на прибыль предприятий установлена на уровне 25%.
Для так называемых «низкоприбыльных малых предприятий» ставка налога установлена на уровне 20%, а для предприятий новых и высоких технологий, поддерживаемых государством – на уровне 15%. Признаки льготных категорий предприятий и требования, которым они должны удовлетворять, установлены соответствующими положениями налогового законодательства КНР.
2) Все предприятия, зарегистрированные и ведущие деятельность в КНР, являются налоговыми агентами для своих сотрудников и уплачивают за них налог на доходы физических лиц.
В Китае применяется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц, с ростом дохода ставки изменяются от 5% до 45%, при этом доход не более 2000 юаней в месяц для резидентов и 4800 юаней в месяц для нерезидентов налогом не облагается. При приеме на работу китайских сотрудников предприятие также обязано уплачивать за них социальные платежи, сумма которых составляет около 40% от официально начисляемой заработной платы.
3) Предприятия, продающие в КНР товары, как собственного производства, так и приобретенные у третьих лиц, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Общая ставка налога составляет 17%; для плательщиков, занимающихся продажей некоторых льготных категорий товаров (зерно и пищевые растительные масла; водопроводная и отопительная вода, угольный, сжиженный нефтяной и природный газ, метан, каменный и древесный уголь для домашнего использования; книги, газеты и журналы; корма, химические удобрения, сельскохозяйственные химикаты и машины, пленки для теплиц) – 13%; для плательщиков с малым оборотом – 3%. При экспорте продукции НДС не взимается, кроме случаев, когда постановлениями правительства КНР установлено иное.
4) Предприятия, оказывающие в КНР услуги, передающие права на объекты интеллектуальной собственности являются плательщиками налога на хозяйственную деятельность.
Ставка налога составляет 5% или 3% для большинства видов оказываемых услуг, базой для расчета налога является суммы выручки от продажи услуг.
Зоны с особым экономическим статусом и предприятия с иностранными инвестициями
В течение реализации политики открытости и реформ в КНР было создано большое количество зон с особым экономическим статусом – свободные экономические зоны, зоны новых и высоких технологий, зоны технико-экономического развития, портовые города и др. В большинстве этих зон действовали пониженные ставки налога на прибыль, а предприятия с иностранными инвестициями имели право на дополнительные налоговые каникулы. Чаще всего использовалась схема «2 и 3»: 2 года, начиная с года получения прибыли, налог на прибыль не взимался, а в последующие три года взимался по половинной ставке от действующей в данной зоне. С 01.01.2008 года для вновь создаваемых предприятий территориальные налоговые льготы отменены, и уменьшение налогообложения возможно только для предприятий новых и высоких технологий и «низкоприбыльных малых предприятий».
Исключения составляют западные районы КНР, где льготные ставки налога на прибыль действуют до 2010 года.
Распределение прибыли
Прибыль, получаемая участниками (участником) предприятия со 100% иностранным капиталом, может быть распределена между ними по решению собрания участников. Распределение производится после уплаты налога на прибыль по ставке, действующей в отношении данного вида предприятия. При распределении чистой прибыли компании, зарегистрированные в КНР, обязаны отчислять 10% от прибыли в специальный фонд, средства которого находятся в распоряжении компании и могут быть при необходимости использованы для покрытия ее убытков. Когда фонд достигнет объема 50% от уставного капитала компании, отчисления туда могут быть прекращены.
До 2008 года прибыль, распределяемая в виде дивидендов участников предприятий с иностранными инвестициями не подлежала налогообложению в КНР. В новой редакции Закона КНР «О налоге на прибыль предприятий» и Правилах применения этого закона сказано, что дивиденды будут облагаться налогом на прибыль по ставке 10%, однако сотрудники налоговых органов крайне сдержанно комментируют этот вопрос и считают, что в деталях политика государства в этой области будет определена к концу 2008 года.
Предприятия со 100% иностранным капиталом или совместные предприятия
Как уже было сказано, существует 2 основных формы регистрации предпринимательской деятельности иностранного капитала в Китае: предприятия со 100% иностранным капиталом и совместные предприятия. Плюсы первых очевидны, среди плюсов последних часто называют легкость в утверждении и регистрации, возможность пользования ресурсами и связями китайского партнера; кроме того, нередко китайские партнеры настаивают на скорейшем создании именно совместного предприятия, мотивируя это удобством общения в новом статусе с государственными органами, получения лицензий и разрешений и т.п.
На наш взгляд, в случае, если законодательство и местные реалии позволяют создать предприятие со 100% иностранным капиталом вместо совместного предприятия и успешно развивать бизнес, этот вариант предпочтительнее и безопаснее совместного предприятия. Процедура регистрации, механизм управления, режим налогообложения совпадают, однако степень рисков, связанных с урегулированием отношений с китайскими партнерами, значительно выше. Большая часть отношений, которые китайские партнеры стремятся закрепить в рамках СП, может быть оформлена с помощью договоров между предприятием со 100% иностранным капиталом и его китайскими контрагентами. Вероятность неисполнения одной из сторон своих договорных обязательств остается на прежнем уровне, а расторжение договора, поиск нового партнера для сотрудничества, пересмотр схемы работы в Китае становится значительно легче, быстрее и безопаснее.
Заключение
Предприятия со 100% иностранным капиталом – удобный путь для входа на рынок Китая и успешной работы на нем. Надеемся, что данная статья вооружит Вас знаниями о том, как создаются и функционируют такие предприятия и поможет сделать правильный выбор.