Вы решили стать предпринимателем

Вы решили заняться бизнесом самостоятельно, но не хотите создавать юридическое лицо. В чем же отличие индивидуального предпринимателя от юридического лица?

Вот какое определение дает нам законодатель:
Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении ими своих обязанностей не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. (ст. 11 Налогового Кодекса РФ).

В отличие от юридического лица (ООО или ЗАО) предприниматель самостоятельно ведет деятельность и несет за нее персональную ответственность, причем, всем своим имуществом. В то время как юридическое лицо избирает органы управления (директора, президента и т.д.), который отвечает перед учредителями за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Учредитель несет ответственность в пределах стоимости своей доли. Прибыль распределяется между учредителями в виде дивидендов один раз в год или ежеквартально по решению общего собрания. Предприниматель же получает в свое распоряжение всю прибыль сразу же после уплаты налогов и может распоряжаться ей по своему усмотрению.

Далее мы посмотрим, как стать индивидуальным предпринимателем. Статья 23 Гражданского Кодекса РФ гласит, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Порядок государственной регистрации определен Федеральным Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г.

Регистрация в Москве осуществляется МИ ФНС России № 46. В регистрирующий орган нужно представить следующие документы:
1) Заявление по форме Р21001 (бланк можно скачать на нашем сайте в разделе «Регистрация юридических лиц»)
2) Копию паспорта, либо иного документа его заменяющего (в случае подачи документов представителем физического лица, копия должна быть заверена нотариально)
3) Квитанцию об уплате государственной пошлины

В некоторых случаях для регистрации могут потребоваться и иные документы, например:
— документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства.
— нотариально удостоверенное согласие родителей, либо свидетельство о браке, либо решение органов опеки и попечительства, либо судебное решение об эмансипации (признании полностью дееспособным) несовершеннолетнего.
— разрешение на работу, подтверждающее право иностранного лица на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности.

Если Вы лично подаете документы в регистрирующий орган нужно представить оригиналы вышеперечисленных документов и их копии, которые остаются в регистрационном деле. Если документы подает представитель (на основании нотариальной доверенности), все копии должны быть заверены нотариально.

Срок регистрации – пять рабочих дней. В регистрирующем органе Вам выдадут Свидетельство о государственной регистрации, Уведомление о присвоении ИНН, выписку из ЕГРИП (реестр индивидуальных предпринимателей). Если в день, указанный в расписке, которую выдают при приеме документов на регистрацию, Вы не явились за свидетельством, все документы будут отправлены по почте на адрес регистрации.

Прежде чем начинать свою деятельность рекомендуем определиться с системой налогообложения: общей или упрощенной. Упрощенная система налогообложения отличается тем, что не нужно платить налог на прибыль (20% — базовая ставка), налог на имущество (2,2%), НДС 18% (кроме случаев ввоза товара на территорию РФ), налог на доходы физических лиц (13%), связанные с предпринимательской деятельностью. При этом доходы облагаются по ставке 15% (доходы за минусом расходов) или 6% (доходы без учета расходов). Заявление о переходе на УСН может быть подано одновременно с подачей заявления о регистрации предпринимателя, либо в течение пяти дней с даты получения свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя. Если этот срок пропущен, на УСН можно перейти, подав в налоговый орган заявление в период с 01 октября до 30 ноября каждого календарного года.

У упрощенной системы есть и другие преимущества. Упрощенцы не обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Хотя этот вопрос постоянно обсуждается налоговиками, и, возможно, вскоре для УСН ведение бухгалтерской отчетности также станет обязательным. Несмотря на то, что в полном объеме учет вести пока не нужно, некоторые операции необходимо все же отражать и готовить документы первичной бухгалтерской отчетности (акты, накладные, счета, счета-фактуры и т.п.). Так необходимо отражать приобретение основных средств и материалов, начислять по ним амортизацию в соответствии с правилами бухгалтерского и налогового учета, разработать учетную политику по бухгалтерскому и налоговому учету, которые имеют ряд существенных отличий.

Теперь, когда Вы зарегистрированы, необходимо получить Справку о присвоении кодов статистики в Росстате – это занимает 2-3 дня. За это время можно изготовить печать и открывать счет в банке.

Банки приравнивают индивидуальных предпринимателей к юридическим лицам, соответственно тарифы за обслуживание не маленькие. Сейчас нет необходимости заверять документы о регистрации и банковскую карточку нотариально, многие банки делают это в вашем присутствии за дополнительную плату. В некоторых банках для открытия счета требуется представить свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства (присвоении ИНН). Многие банки предлагают установить систему клиент-банк или онлайн банк. Это очень удобно, но потребуется время, чтобы разобраться. За ведение счета и систему клиент-банк ежемесячно будет взиматься плата. После открытия счета вы обязаны в течение пяти дней уведомить налоговый орган по месту регистрации об открытии счета по установленной форме. Штраф за непредставление уведомления – 5000 рублей.

Ну вот, счет открыт, можно начинать работать, зарабатывать деньги. Но даже если вы не успели начать свою деятельность, нужно помнить, что обязанностей стало гораздо больше.
Если вы планируете обслуживать физических лиц за наличный расчет, вам придется купить кассовый аппарат, заключить договор на его обслуживание со специализированной организацией и поставить его на учет в налоговый орган по месту нахождения. Без ККТ вправе работать только организации, занимающиеся определенными видами деятельности, например перевозками или продажей театральных билетов, для них утверждены формы бланков строгой отчетности (№ 54-ФЗ от 22 мая 2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт»).

Индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться во внебюджетных фондах. Регистрирующий орган обязан отправить сведения о Вас в Пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования, но встать на учет и получить свидетельство о регистрации Вы обязаны самостоятельно. Это необходимо сделать без промедления, так как в платежных документах на уплату страховых взносов, а также в отчетности нужно указать регистрационный номер в ПФР и ФОМС. В ФОМС предоставляется паспорт и ИНН, с Вами заключается договор на обязательное медицинское страхование, выдается свидетельство о регистрации. Много времени это не занимает. А вот в ПФР может быть придется съездить не раз. Очереди там бывают всегда, особенно в период подачи отчетности – в течение месяца, следующего за окончанием очередного квартала. Так что наберитесь терпения.
Помните, что с даты регистрации в качестве ИП, Вы обязаны уплачивать взносы в ПФР и ФОМС!

Если у Вас нет работников, то размер страховых взносов определяется исходя из стоимости страхового года. В 2011 году стоимость страхового года составляет:
— в ПФР — 13 509,60 рублей, из них 20% на страховую часть трудовой пенсии и 6% на накопительную;
— в ФФОМС – 1 610,76 рублей;
— в ТФОМС – 1 039,20 рублей.
При этом сумма 50 копеек и более округляются до полного рубля, а сумма менее 50 копеек отбрасывается. Взносы в ПФР могут уплачиваться единовременно за год, либо несколькими платежами. Рассчитать размер взносов за неполный месяц или год работы Вы можете самостоятельно, либо обратившись в отделение ПФР. Взносы уплачиваются даже, если деятельность не ведется!

По всем начисленным и уплаченным за 2010 год взносам предприниматель до 1 марта 2011 года должен представить в свое Управление ПФР расчет по форме РСВ-2, а также подать индивидуальные сведения персонифицированного учета (формы отчетности можно скачать на сайте ПФР). Для предпринимателей, которые не привлекают наемных работников, отчетность представляется один раз в году.

Если Вы нанимаете сотрудников, взносы уплачиваются с фонда заработной платы (ФОТ) по следующим ставкам:
— ПФР 26%, из них 6% на накопительную часть трудовой пенсии;
— ФСС – 2,9 %
— ФФОМС – 3,1%
— ТФОМС – 2%.

Взносы начисляются со всех выплат по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам. Не облагаются взносами суммы государственных пособий и компенсационные выплаты (с установленными ограничениями), установленные законодательством.
При уплате взносов будьте внимательны при заполнении платежных документов и правильно указывайте код бюджетной классификации (КБК). В случае ошибки, взносы не будут учтены, что может повлечь начисление штрафных санкций в виде пеней.

С 01.01.2011 года отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету сдается работодателями ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Плательщик страховых взносов представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера) вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный).

За непредставление (несвоевременное представление) Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование по форме РСВ-2, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития, штраф может составить:
• если просрочка 180 дней и меньше – в размере 5% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 100 руб.;
• если просрочка более 180 дней – в размере 30% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки, начиная со 181-го дня, но не менее 1000 руб.

С этого года ПФР имеет право на безакцептное (то есть без Вашего согласия) списание суммы задолженностей, в том числе штрафов и пеней, со счета предпринимателя.

Кроме отчетности во внебюджетные фонды индивидуальный предприниматель обязан один раз в год не позднее 31 марта отчитаться в налоговые органы по месту регистрации и представить налоговую декларацию по форме 4-НДФЛ, если Вы применяете общую систему налогообложения, или декларацию для лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения. Налог на прибыль или единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уплачивается ежеквартально до конца первого месяца следующего квартала, а по году – до 31 марта следующего года.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий

пять × пять =