Списание безнадежных долгов с лицевого счета налогоплательщика

Налогоплательщик, имеющий на лицевом счете в налоговом органе сумму задолженности, не подлежащую к взысканию, имеет возможность исключить ее со своего лицевого счета. Списать безнадежную задолженность с лицевого счета может только налоговый орган, приняв соответствующее решение.

Еще в 2007 году Минфин России в своем письме от 15.10.07 г. N 03-01-10/8-291 разъяснял, что вопрос списания задолженности, в отношении которой пропущены сроки давности взыскания, будет по возможности рассмотрен при уточнении НК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации №100.

Конституционный Суд РФ в 2007 г. рассматривал жалобу ФГУП «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях», в которой налогоплательщик оспаривает конституционность абзацев первого и второго п. 1 ст. 59 НК РФ. По данной жалобе было вынесено Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3.04.07 г. N 334-О-О, в котором суд признал законным невозможность списания просроченной задолженность по иным основаниям, не установленным ст. 59 НК РФ.

Долгое время готовился и рассматривал проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую НК РФ в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов», внесенный Правительством Российской Федерации. Законопроектом предусматривается, в частности, уточнение основании признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию, в том числе в связи с вступившими в законную силу решениями суда об утрате возможности на взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

В 2009 году Минфин РФ в своем Письме от 23.12.2009 N 03-02-07/1-564 рекомендовал налогоплательщикам дождаться изменений в НК РФ, которыми будет решен вопрос об исключении безнадежной суммы задолженности на лицевом счете налогоплательщика.
В июле этого года, наконец, был принят Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования», который вступает в силу через 30 дней после его опубликования.

До принятия Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ списать такую безнадежную задолженность практически никому не удавалось.
Как прежняя редакция ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), так и новая редакция определяет, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными признается безнадежной.
До принятия изменений в НК РФ органы, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, были определены пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (далее – Постановление Правительства №100).

После внесенных изменений в ст. 59 НК РФ такие органы определены в ч.2 ст. 59 НК РФ: 1) налоговые органы по месту нахождения организации 2) налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента 3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Образоваться сумма недоимки на лицевом налогоплательщика может, например, в результате того, что налоговый орган пропустил сроки для взыскания суммы недоимки, обнаруженной по результатам налоговой проверки.

В силу положений ст.ст. 113, 120, 122 НК РФ давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет 3 года. Если налоговый орган пропустил срок давности взыскания, то организация не может быть привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения. В этом случае на лицевом счете организации отражаются суммы недоимки, хотя они и не подлежат к взысканию.

Законодательство предоставляет возможность обратиться в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ).
Для обращения необходимо обосновать, почему наличие на лицевом счете сведений об имеющейся сумме задолженности, не подлежащей к взысканию, нарушает права налогоплательщиков.

Нарушение прав может быть в связи со следующим:
— наличие суммы безнадежной задолженности не позволяет получить достоверные сведения в справке об отсутствии задолженности у Заявителя, что является препятствием для получения кредита, участия в тендере и т.п.
В этом случае необходимо представить доказательства отказа в предоставлении кредита по этому основанию, либо отказ в возможности участвовать в тендерах и пр.

— наличие суммы безнадежной задолженности часто является причиной для обращения самого же Налогового органа в суд с требованием уплатить пени на сумму задолженности, признанной судом безнадежной к взысканию.
Это происходит в результате того, что налоговый орган текущие платежи зачисляет в счет сумм безнадежных к взысканию долгов, которые числятся на лицевом счете налогоплательщика. В суде налогоплательщику приходится доказывать факт уплаты налогов тем, что в платежных поручениях указаны периоды, за которые уплачивается сумма налога, а также то, что существующая недоимка на лицевом счете образовалась давно и признана безнадежной к взысканию. Такая ситуация отвлекает организацию от осуществления текущей хозяйственной деятельности, налогоплательщик несет расходы на юристов для представления своих интересов в суде и пр.
Налогоплательщику, обращающемуся в налоговый орган по месту своего нахождения, либо в вышестоящий налоговый орган можно просить принять решение налоговым органом об исключении суммы задолженности с лицевого счета налогоплательщика.

До принятия изменений в НК РФ позиция налоговых органов по этому вопросу сводилась к следующему:
Вопрос списания задолженности, в отношении которой пропущены сроки давности взыскания, рассматривалась на основании положений НК РФ и Постановления №100.
Так, согласно Постановлению №100 единственным основанием списания безнадежной задолженности — ее ликвидация, а для индивидуального предпринимателя – смерть физического лица. В любых других случаях безнадежная задолженность продолжает числиться за налогоплательщиком. Установленный Постановлением №100 порядок списания недоимки и сумм задолженностей не применялся к действующим предприятиям и организациям.

В связи с этим позиция судов была следующей:
Если налогоплательщик решил обратиться в суд с тем, чтобы с его лицевого счета списали сумму безнадежной к взысканию недоимки, то можно просить признать бездействие налогового органа, выразившегося в непринятии решения об исключении суммы задолженности из лицевого счета налогоплательщика в налоговом органе.
Признать безнадежной и списать недоимку налогоплательщика можно только в соответствии со ст. 59 НК РФ и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (по федеральным налогам и сборам), исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (по региональным и местным налогам).
Бездействие налогового органа суд не признает незаконным. Суд указывает, что нет такого основания для списания задолженности, как невозможность ее взыскания в силу причин юридического характера. У налогового органа нет правовых оснований для удовлетворения заявления общества, а у судов — права понуждать налоговый орган принять решение об их списании.

Президиум ВАС РФ отметил, что наличие в документах внутриведомственного учета (лицевые счета налогоплательщика) сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщиков.

Пример из практики:
Организация имеет задолженность на лицевом счете в налоговом органе. Задолженность образовалась по результатам налоговой проверки в 2004году. Налоговый орган обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании суммы пени на сумму недоимки в судебном порядке осенью 2009 года. Налогоплательщик в суде доказывает, что налоговый орган начисляет пени на недоимку, признанную не подлежащей к взысканию в связи с пропуском обращения в суд налоговым органом, что было установлено судом в 2008 году.
В ходе судебного заседания представитель налогового органа пояснял, что программа автоматически начисляет сумму пени на недоимку не подлежащую к взысканию и что налоговой инспекции ничего не остается кроме как выставлять требование об уплате пени. Налогоплательщик пояснял, что по указанному требованию он платить не будет, об этом письменно писал в налоговую инспекцию, так как пени начислены на недоимку, которую взыскать нельзя из-за пропуска самим же налоговым органом сроков взыскания, этот факт был установлен судом ранее в 2004 году.
Суд в январе 2010г. выносит решение отказать в удовлетворении требований налогового органа и устанавливает, что пени были начислены на недоимку 2004 года, текущие платежи по налогам были зачислены в счет погашения суммы недоимки 2004 года путем зачета, что является неправомерным.
Параллельно с рассмотрением этого дела организация обращается с заявлением в арбитражный суд и просит суд признать незаконным бездействие налогового органа в связи с непринятием им решения об исключении суммы безнадежной к взысканию. Так как налицо нарушение прав налогоплательщика – налоговый орган на сумму недоимки начисляет пени и обращается за их взысканием в арбитражный суд, налогоплательщик несет расходы на услуги юристов. Основание для исключения суммы недоимки, признанной судом не подлежащей к взысканию достаточно весомое.
Несмотря на это суд выносит решение, согласно которому суд указывает, что не может заставить налоговый орган принять решение, что решение о списания безнадежных сумм налогов с лицевого счета налогоплательщика возможно только в порядке, изложенном в Постановлении №100: для юридических лиц, которые ликвидированы. Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела налогоплательщик вправе возместить в порядке ст.110 АПК РФ.
Таким образом, даже имея такое основание нарушения прав налогоплательщика как обращение с взысканием пени на сумму недоимки, которая признана судом безнадежной, суд не усмотрел нарушения прав налогоплательщика и не признал законным бездействие налогового органа о непринятии решения об исключении суммы безнадежной к взысканию из лицевого счета.

В целом судебная практика сложилась не в пользу налогоплательщиков (Определение ВАС РФ от 11.01.2010 N ВАС-17383/09 по делу N А17-547/2009, Определение ВАС РФ от 22.07.2009 N ВАС-9376/09 по делу N А32-7201/2008-63/127, Постановление ФАС Московского округа от 21.08.07 г., 27.08.07 г. N КА-А40/8365-07, постановление ФАС Московского округа от 15.12.05 г., 22.12.05 г. N КА-А40/12504-05).

Позиция налоговых органов и судов сводится к тому, что налогоплательщик должен уплачивать все обязательные платежи своевременно в соответствии с требованиями законодательства. В случаях образования сумм недоимки на лицевых счетах в результате неуплаты налогов организацией и налоговый орган пропускает сроки для их взыскания, то эти сведении отражаются в системе внутреннего учета налоговом органе (лицевой карточке) и не нарушают права налогоплательщика, который сам когда-то не уплатил налог.

До принятия Федерального закона об изменениях в НК РФ налоговые органы и суды руководствовались порядком списания безнадежных сумм задолженностей, изложенном в Постановлении №100. В настоящее время Постановление №100 не признано утратившим силу, несмотря на то, что Минфин РФ указывал в своем Письме от 14.01.2010 N 03-02-07/1-13 о том, что в связи с принятием федерального закона об изменениях в НК РФ будет рассмотрен вопрос о признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 № 100.
Новая статья 59 НК РФ определяет случаи, при возникновении которых существует возможность для списания безнадежных к взысканию задолженностей, а также определены органы, которые принимают соответствующие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании.

Таким образом, после вступления в силу Федерального закона, которым изложена ст. 59 НК РФ в новой редакции у налогоплательщиков появилась реальная возможность для списания сумм недоимок, которые безнадежны к взысканию. Как будут работать нормы ст. 59 НК РФ на практике покажет время.

Пробовать обращаться с заявлением в налоговый орган о принятии решения о списании на основании ст. 59 НК РФ сумм недоимки (пеней, штрафов), признанных безнадежными можно после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ. В случае непринятия такого решения компетентным органом, можно обращаться в суд и просить суд признавать бездействие налогового органа незаконными и в этом случае требовать списания безнадежных долгов налогоплательщика.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий

17 + двенадцать =

Adblock
detector